На Закарпатье растет количество смертельных ДТП: почему, кто, как и как это предупредить (Исследование)

Прошлый год выдался крайне шокирующим на дорожно-транспортные происшествия. Впрочем, как и предыдущий. Редакция Мукачево.net проанализировала все аспекты проблемы.

По 2013 на Закарпатье было зарегистрировано более 500 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 101 человек.

В целом же прошло вещь инспекторами ГАИ выявлено 33270 нарушений ПДД, из них 2415 - вождение в состоянии опьянения, 4352 - превышение скорости, 10 270 - невыполнение дорожных знаков, разметки.

В 2013 году выделилась еще одна тенденция: исчезновение водителей с места совершения аварии. Так, по информации УГАИ УМВД Украины в Закарпатской области, в прошлом году на автодорогах Закарпатья совершено 35 дорожно-транспортных происшествий, с места совершения которых водители исчезали. Это на 75% больше, чем в 2012-м. В большинстве случаев водителей нашли, но их бегство создавала дополнительную опасность для жизни пассажиров.

ДТП с пострадавшими в динамике за 2013 выглядят следующим образом: меньше их случилось в марте - 22 случая, а всего в октябре - 79 случаев. В целом же видим тренд к росту числа ДТП в осенне-зимний период.

В целом же видим тренд к росту числа ДТП в осенне-зимний период

ДТП и пострадавшие

Всего за 3 квартала 2013 года на Закарпатье произошло 1491 ДТП. По сравнению с прошлым годом их количество будет значительно возросла. Из них пострадавшие зарегистрированы в 363 случаях. В частности за 9 месяцев 2013 в авариях на закарпатских дорогах погибло 72 человека и еще 440 были травмированы. Что знаково, по сравнению с 2012-м уменьшилось количество травмированных и возросло число погибших граждан.

Если выделять ДТП с тяжелыми последствиями, то таких в области за 9 месяцев случилось 5. У них погибли 8 человек и травмировано 24 При этом тенденция та же, что и в целом: количество травмированных уменьшается, число погибших растет.

Если разделять ДТП по видам, то большинство (32,5%) случаев это наезд на пешехода. Следом идут столкновения (27,3%) и наезд на препятствие (20,4%). Остальные разделяют между собой наезд на велосипедиста, опрокидывания, наезд на ТС, стоит тому подобное.

причины ДТП

Прежде всего, следует определить, кто виноват в совершении ДТП.

Так, согласно официальной статистике, с 363 ДТП с пострадавшими, что случилось в области за 9 месяцев 2013 333 было совершено по вине водителей, 20 по вине пешеходов. 3 ДТП произошли по вине несовершеннолетних водителей.

Как свидетельствуют данные УГАИ УМВД Украины по вине владельцев улично-дорожной сети ни смертельного ДТП не случилось. Впрочем произошли 4 обычные.

Среди основных причин аварий в Госавтоинспекции называют вождение в нетрезвом состоянии и нарушение правил дорожного движения. Также любят закарпатские водители превышать скорость. Кроме того, ДТП часто случаются из-за несоблюдения дистанции между автомобилями.

Стоит заметить, об участии велосипедистов, пешеходов и водителей мопедов в ДТП. В частности, среди водителей мопедов немалое количество детей, которым еще не исполнилось и 16 лет.

По маркам авто, то о какой тенденцию не идет - спектр такой же широкий, как в целом машин в области, много и ЗАЗов-ВАЗов, и престижных, новых и старых иномарок.

Вышеприведенные данные подтверждает статистика за 9 месяцев 2013 года.

174 с 363 ДТП с пострадавшим произошло из-за нарушения правил маневрирования. Жертвами поспешности водителей стали 24 человека. Травмировались при этом 198 человек.

65 ДТП произошло вследствие превышения скорости движения. 53 - при выезде на встречную полосу. При этом 11 человек погибли и 88 травмированы. 15 ДТП имеем в результате нарушения правил переезда перекрестков. Результат - 3 погибших и 22 травмированных. 13 случаев касались несоблюдения безопасной дистанции. Результат - 6 смертей и 15 травмированных

8 из 363 ДТП с пострадавшими было совершено водителями в нетрезвом состоянии. При этом травмировались 15 человек. Так же 8 ДТП водители допустили при нарушении правил проезда пешеходных переходов.

Так же 8 ДТП водители допустили при нарушении правил проезда пешеходных переходов

За 9 месяцев 2013 погибло 8 детей и травмировались 57

География ДТП

Если говорить о населенных пунктах, то большинство ДТП случились у сел, или небольших городов (58,5%). 25,8% ДТП произошли в районных центрах и 15, 7% случаев произошло в областном центре - Ужгороде.

Если же рассматривать разделение ДТП с пострадавшими по районам области, то однозначно лидирует областной центр - 61 авария. Следом идут Тячевский район - 54 ДТП, Ужгородський- 53 ДТП, и Мукачевский - 50 ДТП. Меньше же аварий с пострадавшими было зафиксировано в Перечинском и Береговском районе. На двоих они набрали «всего» 17 случаев.

Обзор наиболее резонансных ДТП 2013

Последняя из шокирующих ДТП 2013 всколыхнула общественность буквально в канун праздников. 22 декабря около 9 вечера четверо молодых людей на авто «Шкода Октавия» врезались в дерево при въезде в селе Гать Береговского района Закарпатской области. Машину буквально сплющило.
Не так давно перед этим ДТП произошло другая авария, которая могла иметь очень серьезные последствия, но к счастью все обошлось. Хустского района в селе Сокирница, возле одной из АЗС водитель автомобиля марки «Ауди-100», житель Рахова, двигаясь в направлении Хуста хотел повернуть на заправку и помешал маршрутном рейсовом автобуса, который двигался в направлении города Тячев.

В результате столкновения «Богдан» съехал на обочину и перевернулся. В салоне автобуса находилось 17 пассажиров из которых чудом никто не по страдал. Впрочем, без летальных последствий не обошлось Одна женщина таки умерла.

26 августа на отрезке трассы Киев-Чоп в районе с.Сусково фура прицепом протаранил микроавтобус с семьей. В ней пострадали водители и пассажиры 3 авто - грузовики Renault на закарпатских номерах, микроавтобуса Volkswagen Transporter на иностранных номерах (Италия или Испания) и грузового микроавтобуса Iveco. Пострадавших вырезали из автомобиля спезасобамы спасатели. Один человек погиб.
3 марта около 14.40 на трассе Киев-Чоп на повороте в с. Давыдково произошла смертельная ДТП: грузовик Daf лоб в лоб столкнулась с автомобилем Lada 2107 синего цвета. В результате погибли два человека. Еще трое попали в реанимацию.
29 июля около половины девятого утра на объездной дороге города Хуст 24-летний водитель автомобиля «ВАЗ-2107" не предоставив преимущество в движении автомобилю «Камаз», который двигался по главной дороге, допустил с ним столкновение. В результате происшествия 56-летний пассажир ВАЗа погиб на месте происшествия, еще три пассажира данного автобулы доставлены в реанимационное отделение районной больницы.
13 февраля около 6.50 утра водитель авто Skoda Fabia, двигаясь в сторону Мукачево, столкнулся с велосипедистом. Сбита женщина оказалась на полосе встречного движения, где ее переехал грузовик. Женщина погибла на месте. За рулем Skoda Fabia был руководитель одного из райотделов милиции, поэтому делом занялась прокуратура.

24 февраля около 15.00 между селами Зняцево и Среднее произошло ДТП: столкнулись Mitsubishi Outlander и мотоцикл. Что интересно, по неофициальной информации, которую нам подтвердили источники в ГАИ, за рулем Mitsubishi Outlander была Светлана Ващук - директор школы №19 в г.. Ужгороде, бывшая жена ректора УжНУ Федора Ващука и депутат городской рода IV созыва от Партии регионов. В результате аварии мотоциклист попал в реанимацию с многочисленными травмами, однако заниматься этим ДТП правоохранители не спешили. Это дело сильно напоминает случай Павла Нагорного, который еще в ноябре 2012 года совершил аварию, в результате которой погибли два человека. Однако на данный момент экс-исполняющий обязанности начальника Хустского отдела общества "Закарпатгаз" .успишно исчез с территории Украины.

И этот список аварий можно продолжать до бесконечности.


Как избежать ДТП?

Что же делается для предупреждения ДТП в области? Ведь, говорят, лучше предупредить проблему, чем решать ее последствия.

штрафы

Первое, что приходит к мысли, это штрафы. Полный перечень видов административной ответственности за нарушение правил дорожного движения можно найти на официальных сайтах ГАИ.

Если же говорить коротко, то за управление технически неисправным авто придется выложить от 340 до 425 грн., За превышение скорости от 255 до 340 грн. Проезд на запрещающий сигнал светофора может обойтись от 425 до 510 грн., А вот за вождение в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения можно «попасть» на 3400-5950 грн., А то и вовсе прав на 2 года избавиться.

В то же время за нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами придется заплатить незначительную сумму от 51 до 85 грн. Конечно, каждый человек должен сам заботиться о своей безопасности, но много смертей случается именно из-за не пристегнутые ремни безопасности, поэтому здесь штрафы могли бы быть более жесткими.

Если говорить о штрафах для пешеходов, то переход в неустановленном месте обойдется в те же 51-85 грн. Нарушение правил дорожного движения лицами, управляющими велосипедами, гужевым транспортом, и погонщиками животных стоит от 85 до 136 грн.
Как видим, законодательство относится к пешеходов и велосипедистов более снисходительно, в то время как последние нередко сами становятся причинами ДТП.

Как видим, законодательство относится к пешеходов и велосипедистов более снисходительно, в то время как последние нередко сами становятся причинами ДТП

психологическое воздействие

Тем не менее, в ГАИ говорят, что штрафы не работают. Приходится применять методы психологического воздействия.
Так, например, в рамках Недели безопасности дорожного движения 14 ноября, в городе Ужгород была проведена интересная акция под названием «Пьяный водитель - убийца!». Дети со специально разработанными табличками стояли вдоль дороги и призвали водителей не пить за рулем, ведь они хотят видеть своих родителей дома живыми и здоровыми.

УГАИ УМВД Украины в Закарпатской области проводило и другие подобные акции. Например, с 20 августа стартовал комплекс профилактических мероприятий «Внимание! Дети на дороге! ». Своеобразный «месячник безопасности» (акция продолжалась до 20 сентября) проводится ежегодно, и уже стал доброй традицией. Во время него сотрудники ГАИ проводили профилактические занятия в школах, дежурили в первые дни сентября возле учебных заведений.

своевременное информирование

Кроме того через СМИ водителей всегда пытаются предупреждать об изменении погодных условий, такие как туман, чрезмерной жары или гололед.
В частности, сложным является зимний период, когда большинство водителей не спешит сменить летнюю резину на зимнюю. Одной из причин этого является дорогая стоимость такого удовольствия. Так комплект зимней резины с 4 шин обойдется водителю минимум в 1000- 1200 грн. и выше. А еще есть и такие шины, которые стоят 1500 гривен за одну ...

В силу природных особенностей нашей области водителей также информируют о обвалы на горных дорогах, перевалах, накопления снега, затруднение проезда и тому подобное.

дороги

Если верить вышеприведенной статистике, дороги в области аварий не способствуют. Собственно, вполне возможно, что из-за плохого состояния дорог водители вынуждены ездить аккуратнее, чем это было при отсутствии выбоин.

Что касается дорожных знаков, то их ГАИ тоже периодически обновляет. Правда иногда знаки приходится устанавливать самим местным жителям. Так, в ноября 2013 года в Мукачево на выезде с улицы Писарева на Матросова установили знак с запретом поворота налево. Дорожную разметку при этом не сделали, дублирующего знака не установили, впрочем гаишники активно взялись штрафовать нарушителей. Именно поэтому рисованием стрелок на дороге занялись местные активисты.

Соблюдение правил дорожного движения

По статистике видно, что виновниками аварий часто становятся водители. Они совершают неоправданные маневры на дорогах, превышают скорость и даже водят авто в нетрезвом состоянии. А еще все знают, как легко в Закарпатье купить права, не сдавая никаких экзаменов и как легко откупиться от нечистого на руку гаишника, заплатив вместо 500 гривен 50ку ...

***

Поэтому хотели бы подчеркнуть, что все начинается с человека. Поэтому если водители будут более внимательными, соблюдать правила дорожного движения и не будут давать взяток, смертей на дорогах меньше. Тем более, что надеяться сегодня на эффективную работу ГАИ - сложно. Кроме сине-желтых флажков на автомобилях служба нуждается в реальном реформировании. Но это уже совсем другая история.

Ярина Денисюк для Мукачево.net

Как избежать ДТП?
Что же делается для предупреждения ДТП в области?