В 2017 году Германия вновь повысит минимальную зарплату

Введение регулирования минимальной заработной платы в 2015 году не поставило под угрозу экономику Германии. Поэтому правительство решило поднять его - с 1 января 2017 года минимальная заработная плата в Германии будет увеличена с 8,50 до 8,84 евро в час. Введение регулирования минимальной заработной платы в 2015 году не поставило под угрозу экономику Германии

Арне Бауманн


ObserwatorFinansowy.pl: с начала 2015 года в Германии применяется минимальная заработная плата в размере 8,50 евро в час. Другие страны ЕС также начали вводить положения о минимальной заработной плате. В какой степени немецкий опыт может быть использован за рубежом?

Д-р Арне Бауманн: По сравнению с Польшей и другими странами ЕС, Германия ввела установленную законом минимальную заработную плату довольно поздно. Принципы минимальной заработной платы сильно различаются между странами и зависят от институциональной структуры, силы отдельных социальных партнеров и структуры экономики и рынка труда. Каждая страна должна найти решения, которые подходят ей самим. Опыт, накопленный Германией после введения минимальной заработной платы, трудно использовать в других местах по разным причинам.

В июне Комиссия по минимальной заработной плате, в которую входят представители работодателей и работников, подготовила первую доклад о последствиях этих правил. Кто самый крупный победитель, а кто проиграл это право?

Работники, которые зарабатывали менее 8,50 евро в час, особенно выиграли от минимальной заработной платы. В 2014 году они составили 11,3 процента. всех сотрудников в Германии. Новые правила значительно сократили эту группу. В апреле 2015 года, всего через несколько месяцев после введения новых правил, всего 3,7 процента. сотрудники зарабатывали менее 8,50 евро в час.

Это связано с тем, что они включают переходные решения (к концу 2017 года возможны исключения для отраслей, в которых минимальные ставки минимальной заработной платы применяются ко всем компаниям в данном секторе, включая мясную промышленность, сельское и лесное хозяйство и промышленность К концу 2017 года установленная законом минимальная заработная плата также не включает поставщиков прессы).

Ранее низкие почасовые ставки, ниже текущего уровня минимальной заработной платы, были выше среднего для женщин. Таким образом, введение новых правил оплаты труда в первую очередь увеличило почасовую оплату труда женщин. Точно так же этим воспользовались те, кто работал в Восточной Германии, небольших компаниях, заводах без тарифных соглашений, а также неквалифицированные и временные работники.

Изменится ли минимальная заработная плата в Германии?

С 1 января 2017 года минимальная заработная плата в Германии будет увеличена с 8,50 евро до 8,84 евро в час. Это было принято в конце июня комиссией по минимальной заработной плате. Эта рекомендация должна оставаться юридически обязательной в форме соответствующего постановления федерального правительства. В июне 2018 года Комиссия проведет еще одну научную оценку, которая позволит оценить влияние минимальной заработной платы на рынок труда, заработную плату и конкурентоспособность на основе более длительного периода наблюдения и дополнительных данных.

Как изменилось финансовое состояние компаний, на которое больше всего повлияла установленная законом минимальная заработная плата - такси, безопасность, торговля?

Минимальная заработная плата означает, что ни одна компания не может платить ниже установленной законом ставки. Таким образом, это способствует обеспечению добросовестной конкуренции. Компании по-разному реагировали на введение этих положений. В отраслях, в которых они были особенно влиятельными, наблюдался рост выше среднего - это касается, например, поездок на такси или цен в кафе и ресторанах. Однако это не повлияло на значительное увеличение индекса цен на товары и услуги. Кроме того, некоторые компании сократили рабочее время или сократили свое рабочее время или время работы. Не было также увеличенного числа банкротств компаний и случаев отмены регистрации экономической деятельности.

И как новые правила повлияли на конкурентоспособность немецкой экономики?

На основании имеющихся данных, никакого эффекта не видно. Увеличение заработной платы, вызванное положениями этого акта, составило около 0,4 процента. Это касалось отраслей, которые в основном слабо ориентированы на экспорт и практически не конкурируют с зарубежными странами. Рост удельных затрат на рабочую силу в Германии, который является индикатором международной конкурентоспособности, в 2015 году соответствовал тенденции предыдущих лет.

Почасовая ставка ниже 8,50 евро была особенно распространена в Восточной Германии до 2015 года - она ​​использовалась более чем на 20 процентов. сотрудники. Сейчас это изменилось, но в то же время темпы роста занятости в этой части Германии значительно снизились - в 2015 году он составил всего 0,6 процента. до 1,5 процента. в 2014 году и аналогичные показатели предыдущих лет. Не было ли это из-за введения установленной законом минимальной заработной платы?

Рост занятости в Восточной Германии в 2015 году был остановлен из-за сокращения численности работников за небольшое количество часов. Что касается занятости, предусматривающей обязательное социальное страхование, то она соответствовала тенденциям предыдущих лет.

Однако не следует ли ожидать противоположного явления, то есть увеличения числа работников без обязательства социального страхования и сокращения тех, кто работает полный рабочий день?

Из общего числа примерно 5 миллионов сотрудников, работающих по краткосрочным контрактам, в 2015 году около 170 000 человек. Похоже, что это снижение было связано с введением установленной законом минимальной заработной платы. Среди тех, кто работал по этим принципам, был самый высокий процент тех, кто зарабатывал менее 8,50 евро в час, и они были наиболее охвачены новыми правилами. Кроме того, в закон было введено требование документировать рабочее время работников, занятых неполный рабочий день, что служит для более эффективного контроля за применением минимальной заработной платы, что снизило привлекательность этой формы занятости для работодателей. Обе эти проблемы привели к тому, что количество людей, занятых за небольшое количество часов, уменьшилось.

Около половины людей, которые расторгли контракты по этой форме занятости, были наняты по контрактам, предусматривающим обязательное социальное обеспечение. В случае других мелких работников, которые выполнили свои трудовые договоры, прямого продолжения работы не было.

Кажется, что установленная законом минимальная заработная плата не увеличила масштаб работы в черном. Как вы это объясните? Это результат дополнительного государственного контроля?

Надежных данных о масштабах этого явления в Германии нет. Также нет оценок относительно влияния минимальной заработной платы на проблему «работы в черном». Именно таможня должна проверить соответствие установленной законом минимальной заработной платы. В 2015 году было возбуждено 705 дел о несоблюдении этих положений. Однако на начальном этапе действия Закона отделения не сталкивались с нарушениями, а ограничивались деятельностью по информированию и обучению.

Правила минимальной заработной платы могут также использоваться против иностранной конкуренции, которая использует более низкие почасовые ставки. Такие попытки предпринимаются, например, в транспортной отрасли Франции, Германии и совсем недавно в Италии. Насколько эффективен этот инструмент? Не влияет ли это на свободу предоставления услуг в Европейском Союзе?

Когда работники из одной страны ЕС делегируются для работы во второй стране ЕС, в соответствии с директивой ЕС о размещении работников в рамках предоставления услуг, они имеют минимальные условия занятости из целевой страны. Таким образом, установленная законом минимальная заработная плата применяется ко всем работникам в Германии, включая тех, кто работает в других странах ЕС. Для тех, кто работает в транспортной отрасли и въезжает в Германию только как часть транзитных перевозок, в настоящее время действует переходное решение в ожидании разъяснения о соответствии применения Закона о минимальной заработной плате в транспортном секторе европейскому законодательству. В связи с этим государственные учреждения приостановили контроль за соблюдением Закона о минимальной заработной плате в транзитных поездках без первоначального или конечного назначения в Германии до выяснения законодательства ЕС.

Доктор Арне Бауманн является экспертом комиссии по минимальной заработной плате в Германии. Ранее он работал в Институте Макса Планка и в Европейском учебном фонде в Турине.

В какой степени немецкий опыт может быть использован за рубежом?
Кто самый крупный победитель, а кто проиграл это право?
Изменится ли минимальная заработная плата в Германии?
Как изменилось финансовое состояние компаний, на которое больше всего повлияла установленная законом минимальная заработная плата - такси, безопасность, торговля?
И как новые правила повлияли на конкурентоспособность немецкой экономики?
Не было ли это из-за введения установленной законом минимальной заработной платы?
Однако не следует ли ожидать противоположного явления, то есть увеличения числа работников без обязательства социального страхования и сокращения тех, кто работает полный рабочий день?
Как вы это объясните?
Это результат дополнительного государственного контроля?
Насколько эффективен этот инструмент?