Полезные материалы

Соцреализм наоборот

Опубликовано: 23.10.2017


«У русского царя в чертогах есть палата»… Так начинается стихотворение-размышление Пушкина о генералах 1812 года. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный этим героям.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных Мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.

Всего 332 (!) портрета. И, следовательно, 332 героя. Главный Штаб составил списки тех, кого следовало увековечить. Император Александр каждое имя утвердил лично. Книгу можно писать о каждом. О Кутузове и Барклае, о Раевском и Багратионе. Еще Ермолов и Давыдов. Еще генералы, которые едва начали бриться и смело сложили головы в боях. О них Цветаева писала:

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Конкретно это об одном из Тучковых. Обобщающе — о многих.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Не герои, погибшие и выжившие, стали символом русского офицерства

А между тем не эти достойно воспетые герои, погибшие и выжившие, стали символом русского офицерства и генеральства. Магистральная линия «реалистов» от литературы требовала не похвалы героям, а критики и насмешки, издевки и презрения. Эта идейная линия сознательно вывела на страницы печати полковника Скалозуба («и золотой мешок, и метит в генералы»), да еще двух тех генералов, которых один мужик у Салтыкова-Щедрина прокормил. Героев — сотни. Карьеристов и бездарей в золотых мундирах — десятки. Но заметно лишь тех, о ком пишут. Ровно так и сегодня: случилось только то, что показали по «телеку».



Соцреализм с новым акцентом. Большой стиль большой эпохи


Выставка, организованная Музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры России, включает лучшие из произведений соцреализма периода его расцвета. Восемьдесят хрестоматийных работ из ведущих музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, РОСИЗО, Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, собраны в одном месте. Отбором занималась куратор Зельфира Трегулова , в феврале этого года занявшая пост директора Третьяковской галереи, один из самых опытных специалистов по искусству соцреализма. Художественное оформление выставки взяли на себя театральный режиссер Эдуард Бояков и главный художник «Первого канала», архитектор Wowhaus Дмитрий Ликин . Выставочное пространство будет выглядеть нарочито театрально, по образцу архитектуры «большого стиля»: 12 экспозиционных залов выстроены по принципу центрально-осевой симметрии, лежащей в основе и самого громкого архитектурного проекта сталинской эпохи, так и оставшегося неосуществленным, — Дворца Советов. Образ вождя, праздничные демонстрации, спортивные праздники, индустриализация, авиация, Великая Отечественная война — все стороны жизни того времени нашли здесь свое отражение. Редкая выставка может похвастать таким количеством шедевров соцреализма: в одном зале соседствуют «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки , «Александр Невский» Павла Корина , «Фашист пролетел» Аркадия Пластова , «Мать партизана» Сергея Герасимова .